Фань Юнпэн (范勇鵬), специальный научный сотрудник Академии современного Китая и мировых исследований, научный сотрудник и заместитель директора Института Китая Фуданьского университета
Ключевой повесткой дня главного политического события нынешнего года в Китае – ВСНП и НПКСК (Двух сессий) – является обсуждение проекта поправок к Закону о законодательстве Китайской Народной Республики и включение в закон формулировки ?приверженность и развитие народной демократии полного процесса?.
На ХХ съезде КПК была предложена ?модернизация в китайском стиле?, первой из четырёх основных характеристик которой является ?модернизация огромного населения?. Председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что модернизация в китайском стиле воплощает уникальное восприятие демократии – народную демократию полного процесса. Поэтому вовлечение всего населения означает для Китая важнейший аспект в понимании концепции народной демократии полного процесса.
Слово ?демократия? возникло в Древней Греции. Существуют определённые исторические закономерности в том, какая система подходит конкретной каждой стране. Демократия в её классическом определении всегда возникала в крошечных полисах. Она имела две основные характеристики: (1) прямое участие всех граждан в управлении государством, и (2) правление большинства. В Средние века не существовало представительной системы, поэтому выборы не были основной институциональной формой. Вместо этого и в полисах Древней Греции, и в небольших республиках Италии широко практиковалась система лотереи. Однако во всех этих демократических государствах демократия была лишь привилегией небольшой горстки граждан, а большинство людей было либо рабами, либо плебеями, не имевшими политических прав. Это была не та демократия, о чём мечтали бы простые люди.
Основной проблемой такого рода малых демократий является их слабая жизнеспособность, поэтому все их демократические системы потерпели крах после короткого периода существования. От древнегреческих философов до мыслителей эпохи Просвещения в Европе, в истории было принято считать, что демократия невозможна в больших государствах, следовательно, это неидеальная система. Объективно говоря, с конца Средневековья большинство европейских государств эволюционировало в сторону централизованных монархических систем, что является общей чертой, разделяемой цивилизациями всего мира.
Однако в Европе есть два исключительных обстоятельства, которые необходимо отметить. Во-первых, до вступления в современность континент длительное время находился на стадии феодализма. Эта система была отчасти похожа на династию Западной Чжоу (1046 г. до н.э. – 771 г. до н.э.) в истории Китая, но с менее развитыми институтами. Именно из феодальной аристократии возникли парламентская и избирательная системы. Чжан Тайян (章太炎1869-1936), демократический революционер и мыслитель конца династии Цин (清), называл парламентскую систему разновидностью феодализма. Подобные системы существовали в древнем Китае, но от них отказались после правления династий Цинь (秦) и Хань (漢) (221 г. до н. э. – 220 г. н. э.), поскольку китайцы стремились к национальному единству и выступали за ?власть, принадлежащую народу? (天下為公,tianxia weigong). Во-вторых, Европа – это место, где началась капиталистическая модернизация. Капитализм – это система частных прав, основанная на частной собственности, и феодализм также является системой частных прав. Поэтому эти две системы имеют много общего, и когда зарождающийся капиталистический класс стремился контролировать государственную власть, он мог легко унаследовать и развить феодальное наследие, чтобы создать современную представительную систему. Впоследствии эта система превратилась в так называемую представительную демократию, которую мы видим сегодня на Западе.
Представительная система разрешила затруднительное положение мелкомасштабной демократии. Когда страна становится больше, появляющиеся аристократы и капиталисты могут избрать своих представителей в парламент, и они могут оставаться истинными носителями власти за кулисами. Согласно Марксу, так называемая демократия капиталистического класса заключалась в том, чтобы ?раз в три или шесть лет решать, кто из членов правящего класса должен представлять народ в парламенте?. Профессор Ван Шаогуан (王紹光) называет этот тип демократии ?выборами хозяина?, когда народ может номинально участвовать в выборах, избирая некоторых людей своими хозяевами, после чего он больше не имеет никаких отношений с правительством.
中國能不能采取這種制度呢?肯定是不行,我認為有兩方面原因。
Перенос этой системы в Китай не представляется возможным по двум причинам.
Во-первых, китайская культура ценит важность народа. В отличие от цивилизаций, которые отдают приоритет Богу или капиталу, китайская цивилизация с древнейших времён всегда отдавала приоритет народу. От легендарных правителей, таких как Яо (堯) и Шунь (舜), до Чжоу Гуна (周公), основателя Западного Чжоу, и от философов, таких как Конфуций и Менцзы (孟子), до революционного пионера и лидера Сунь Ятсена, Китай никогда не прекращал стремления к государству, ориентированному на людей. По сути, Китай – единственная страна в мире, которая действительно достигла этой цели – КПК стремится служить общественному благу, а правительство служит своему народу.
其次,中國規模巨大,廣土眾民。
Во-вторых, у Китая обширная территория и огромная численность населения.
В малых странах практично участие каждого в принятии решений посредством консультаций, поскольку политические дела не настолько сложны, чтобы создавать проблемы из-за расхождения во взглядах. Кроме того, интересы, мнения и культуры в малых странах не настолько сложны, чтобы вызвать социальный раскол, и политика государства с меньшей вероятностью может быть захвачена определенной группой корыстных интересов.
Современные западные страны намного больше, чем демократические полисы прошлого. Они объединили малые демократии в большие посредством представительной системы и федерализма, что имеет как преимущества – сохранение демократических элементов – так и недостатки – усиление недостатков малых демократий. Например, избранные представители отражают интересы только своих избирательных округов, что приводит к хронической социальной болезни провинциализма. Лоббирование и игры между различными группами интересов в процессе принятия решений и законов превратили осуществление политической власти в грязную игру по дележу трофеев. Капиталисты и элита создавают политическую партию или НПО и умело используют законы в свою пользу, в то время как те, кто лишён доступа к политической игре, не получают никакого внимания. Различные партии находятся в противостоянии и занимаются поливанием грязью без веских на то оснований. В итоге, в соответствии с западной концепцией демократии, политические партии слишком узко мыслят и преследуют собственные интересы, чтобы заботиться об общественном благе в масшабе государства, и эта узость мышления является самой большой слабостью системы.
Китай с древних времён является большой страной и имеет богатый опыт в создании институтов. Поддержание единства и стабильности, защита целостности и общих интересов – чрезвычайно сложная задача для большой страны. В Книге документов (?Шаншу?尚書) есть глава под названием ?Хун фань? (всеобъемлющие нормы洪范), в которой прописан закон управления. В ней рассказывается история о том, как царь У (武) из династии Западная Чжоу обратился за советом к дяде побеждённого правителя Шан (商), Цзи Цзы (箕子), о том, как управлять страной после победы над династией Шан (商). В первом же предложении статьи подчёркивается важность беспристрастности и справедливости, отвергаются тиранические действия, мотивированные эгоистическими интересами, и противопоставляется формирование клики, преследующей корыстные интересы. Как говорится в статье: ?Беспристрастный и без фракций, путь царя должен быть ровным и устойчивым?.
И всё же, объективно говоря, размеры большой страны затрудняют достижение подлинного народного правления, поэтому древний Китай, несмотря на то, что первым предложил концепцию ?народ как основа государства? и подчеркнул, что ?народ важнее правителя?, так и не превратился в ?государство с народом в качестве хозяина?. Причина в том, что между принципом народной ориентации и демократией существует барьер масштаба.
Кто преодолел этот барьер? Коммунистическая партия Китая. Профессор Чжан Вэйвэй считает, что КПК – это ?партия целостного интереса?, которая отличается от западных ?партий частичного интереса?. КПК является авангардом народа и непосредственно представляет волю максимально широкого большинства населения для руководства страной. Как сказал председатель Си Цзиньпин, КПК ?не представляет интересы ни отдельной группы интересов, ни отдельной группы власти, ни отдельного привилегированного класса?. На самом деле это продолжение и развитие политической философии, которой придерживались в Китае на протяжении 3 000 лет.
В этом контексте легко понять смысл народной демократии полного процесса. С населением в 1,4 миллиарда человек Китай не может полагаться на западную модель представительной демократии, которая основана на периодических выборах и игре особых интересов. Вместо этого Китаю нужна демократия полного процесса, которая охватывает все сферы, звенья и уровни политической жизни. От мельчайших повседневных дел в деревнях и соседских мелочей до государственного законодательства, управления и стратегий развития – всё, что касается народа, решается путём консультаций со всеми гражданами.
В отличие от поспешного принятия решений, в Китае больше внимания уделяется достижению консенсуса. Начиная с первичных партийных организаций и заканчивая законодательным органом в ВСНП, перед голосованием по тому или иному решению всегда проводятся полные и всесторонние консультации. Это позволяет людям с разными мнениями найти общий язык и идти на встречу друг другу, таким образом, консолидировать меньшинство в большинство, а не просто победить меньшинство подавляющим большинством. Американский тип демократии, при котором законопроекты принимаются в Конгрессе или президенты избираются при наличии ещё одного голоса, – это не то, к чему стремится Китай.
Самое главное, китайская демократия не может быть отделена от руководства КПК. В Китае, стране с разнообразными культурами, сложными интересами и неравномерным развитием, только КПК может обеспечить, чтобы депутаты ВСНП, избранные в каждом регионе, служили национальным интересам, объединяли интересы различных регионов, отраслей и этнических групп и достигали единства в многообразии. В этом заключается главное преимущество народной демократии, основанной на всём процессе, и фундаментальная причина, по которой китайская демократия предназначена для всего процесса и всего народа.